18.04.2018

«Диасофт»: покой нам только снится, или IT-трансформация банковского бизнеса в реальных проектах

Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт», подводит итоги 2017-го, второго года новой пятилетки, рассказывает о том, как рыночные реалии повлияли на реализацию новых идей, новых продуктов и проектов, и что предстоит сделать до конца 2020 года.

Про рынок

Идея цифровой трансформации экономики в целом и финансового сектора в частности пробивает себе дорогу с конца прошлого столетия. Вызрела эта идея и в нашей стране – принятую в 2017 году программу цифровизации российской экономики по ее задачам и значимости сравнивают с проектом всеобщей электрификации страны.

Кругом говорят об IT-трансформации. Темпы и давление перемен ощущают все. Рыночная история уходит в интернет, возможность зарабатывать деньги меняется. Банков становится меньше, агрегаторов финансовых услуг – больше. Готовы ли банкиры бороться за клиента?

Одна из относительно новых реалий рынка – digital banking. Первопроходцами на этом пути стали Альфа-банк, Сбербанк и Тинькофф Банк – путь инноваторов к цифровому будущему был долгим и сложным, они основательно вложились, накопили немалый опыт и, в результате, будущее уже сегодня становится настоящим. В борьбу за клиентов поневоле включились и другие участники рынка.

«Все наделали своих ошибок, хотя можно было учесть чужие. И понять, что отдельных каналов связи для прорыва недостаточно, что цифровая среда для нас с вами, для клиентов банка – это неограниченный доступ к банковским продуктам и услугам по нескольким каналам в режиме 24x7, объединенным в единое пространство, было непросто», – говорит Александр Глазков.

Сегодня понимание неотвратимости и сложности digital banking созрело. Но, как говорят эксперты Gartner, digital banking – это еще далеко не сегодня и даже не завтра. И это хорошая новость для тех, кто еще не оторвался от «классики» и только начинает осознавать цель движения.

О том, что рынок все-таки созрел до digital banking, путь к которому лежит через трансформацию core banking, свидетельствует ноябрьский форум FinCore 2017, который стал первой специализированной площадкой, объединившей экспертов финансового рынка для обмена опытом в комплексной трансформации банковской архитектуры. Как показывает практика «Диасофт», задача очень сложная. Но выполнимая.

Про продукты

Чтобы создать целевую архитектуру цифрового банка, «монолиты» придется распилить.

«Диасофт» давно движется в парадигме SOA – компонентной архитектуры, сервисы которой работают независимо друг от друга и ориентированы на эффективное решение специализированных задач. В процессе эволюции систем «Диасофт» появился отдельный класс продуктов, так называемых «умных движков» – Accounting Engine, Reporting Engine, Product Engine, которые нацелены на то, чтобы с минимальными затратами поддерживать различные бизнес-процессы и их изменения.

Ключевой принцип digital banking – наличие двухскоростных IT-систем. «Диасофт» предлагает высокоскоростные фронты, в которые можно вынести все бизнес-процессы банка, освободив «нижний слой» для функциональных продуктов, технологий учета и отчетности, необходимых для контроля и управления бизнесом. Идея такова, чтобы убрать из core banking интерфейс и по максимуму автоматизировать бизнес-процессную логику работы с клиентами. Это основной принцип инновационных продуктов «Диасофт».

Сегодня компания оказалась в действительно уникальной ситуации: время digital banking пришло, банки понимают жизненную необходимость и неизбежность IT-трансформации.

«Понятно, что предстоит тяжелая работа. Для создания новой бизнес-модели нужен зрелый продукт нового поколения, нужна стратегия поэтапной IT-трансформации бизнеса. Планы по пути могут меняться, потому что сейчас время колоссальных изменений и нужно быстро приспосабливаться, чтобы успевать за глобальными переменами и всеобщей трансформацией: и рынка, и бизнеса, и законодательства, и жизни в целом, – говорит Александр Глазков. – У нас большие возможности – мы втянулись в эту сложнейшую историю еще в 2005 году. Другим вендорам сегодня будет крайне трудно. Нет, конкуренции мы не боимся, да и ситуация для нас складывается весьма благоприятная. Клиенты это чувствуют и знают, что мы можем помочь им, как никто другой. Потому что когда все меняется, меняемся и мы. У нас есть потенциал, и мы им обязательно воспользуемся, чтобы в digital-истории быть лучшими».

На пути к глобальной цели «Диасофт» не забывает и о насущных потребностях своих клиентов. Для поддержки некредитных финансовых организаций (НФО) в 2017-ом разработано решение XBRL Engine, которое автоматически конвертирует отчетные данные в привычных форматах в новый формат – XBRL. По своим функциональным характеристикам, преимуществам и безопасности это решение превосходит известные сегодня аналоги: оно способно не только выгружать и контролировать качество данных, но и формировать из них готовые безошибочные отчеты. Компания планирует масштабировать опыт внедрения XBRL Engine и на банковский рынок, когда возникнет такая потребность.

В компании создан центр компетенции по обеспечению информационной безопасности программных продуктов Diasoft FA# и FLEXTERA. Главная цель – усилить защиту информационного контура банка, использующего решения «Диасофт», с учетом особенностей бизнес-процессов конкретного заказчика, рыночных тенденций и требований регулятора.

Про проекты

2017-ой стал годом знаковых проектов.

Компания «Диасофт» и розничный бизнес ВТБ отмечены международной премией Banking Technology Awards в категории Best Use of RegTech – за внедрение технологических инноваций FLEXTERA BI в масштабном проекте построения системы для подготовки обязательной отчетности. Особенностью проекта стало использование agile-подхода: требования к следующему этапу уточнялись на основе итогов предыдущего. Работа шла в условиях постоянных изменений, вносимых регулятором.

«Мы одержали победу в соревновании с сильнейшими соперниками, лидерами финансовой отрасли и ведущими игроками мирового IT-рынка, – говорит Александр Глазков. – Мы намерены сделать все возможное, чтобы предоставить нашим клиентам лучшие в своем классе инновационные решения для обеспечения роста и укрепления их бизнеса». 

Успех масштабного совместного проекта в Международном инвестиционном банке, где в 2016 году внедрена платформа FLEXTERA, предопределил продолжение сотрудничества партнеров. В 2017-ом реализован первый в истории МИБ, уникальный BI-проект по автоматизации формирования управленческой отчетности для кредитно-инвестиционного, финансового и комплаенс-блоков на базе единого корпоративного хранилища данных. Внедрение компонентов FLEXTERA BI значительно ускоряет бизнес-процессы банка и способствует повышению эффективности управленческих решений.

На аналитической платформе FLEXTERA BI на базе существующего единого хранилища данных построена система формирования обязательной отчетности в МТС Банке. С внедрением высокопроизводительного промышленного решения «Диасофт» всего за год автоматизирована подготовка 42-х форм обязательной отчетности Банка России.

Отметим, что за последние несколько лет продукты FLEXTERA BI принесли «Диасофт» немало побед в крупных конкурсах на внедрение IT-решений для построения отчетности в банках топ-50.  В секции «Банки и платежные сервисы» премии «Финансовая сфера», организованной журналом «Банковское обозрение», компания отмечена специальным дипломом как признанный партнер ведущих российских банков в масштабных проектах автоматизации регуляторной отчетности.

В 2017 году в двух крупнейших российских НФО стартовали проекты внедрения Accounting Engine – инновационного компонента FLEXTERA для раздельного ведения продуктового и бухгалтерского учета, в каждом проекте задействовано от 60 до 100 человек.

Среди проектов на страховом рынке стоит выделить переход СК «Согласие» на платформу Diasoft meNext, на базе которой функционируют решения Diasoft Insurance, а также внедрение системы Diasoft Insurance Life в СК «УРАЛСИБ Жизнь» для автоматизации процесса учета и сопровождения договоров страхования жизни.

IT-трансформация банковского бизнеса

В Росбанке завершен проект по обновлению программного обеспечения в подразделениях Capital Market and Investment Banking. С внедрением компонентов Diasoft FA# Treasury сделан шаг на пути IT-трансформации банка в части работы с ценными бумагами.

Еще один пример IT-трансформации – проект в банке Оранжевый, который реализует стратегию прорывного технологического развития. В результате  внедрения фронт-офиса FLEXTERA и настройки digital-каналов, обеспечивающих доступность клиентских сервисов в режиме 24х7, банк в 25 раз увеличил ежемесячные объемы продаж.

«Проект стал прорывным не только для его участников. Это знаковое событие для всего банковского рынка, – говорит Александр Глазков. – Результаты вдохновляют нас на дальнейшее развитие digital-технологий и новые достижения в этой области».

По признанию Александра Глазкова, сложность проектов только за 2017 год выросла в разы. И это понятно: другие продукты, другие подходы, другая проектная практика. «Мы даем себе два года, чтобы стать лучшими в технологиях производства. Другого выхода у нас нет. Ключевой KPI – научиться то, что мы делаем сегодня, делать в четыре раза быстрее, или дешевле, что, в принципе, одно и то же. У нас будут такие продуктовые решения, которых нет ни у кого другого. Время работает на нас: готовность к digital-проектам будет вызревать еще 5-10 лет, и мы должны созревать вместе с ней. Это касается зрелости технологий производства, готовности нашей команды к большим и сложным проектам, к работе в постоянно меняющихся условиях», – говорит Александр Глазков.

Про культуру работы в компании

Работа в новых условиях повлекла за собой преобразования и в корпоративной культуре «Диасофт». «Другие задачи требуют иных подходов к их решению, другая жизнь предполагает переоценку системы ценностей. Команды не может быть без взаимопонимания, способности вместе и до конца идти к намеченной цели, – говорит управляющий директор компании. – Мы активно работаем над преобразованием доминирующей в компании культуры правил и результата к культуре согласия».

«Диасофт» – быстро развивающаяся интеллектуальная компания, которая каждый день работает над сложнейшими, уникальными задачами. Успех дела в такой большой команде зависит от принятия решений, ответственность за которые берет на себя лидер.

«Сейчас модно говорить о «бирюзовых» компаниях, компаниях без начальников, но мы точно знаем: система не может работать без лидера, тем более, когда речь идет о больших проектах со сложнейшей специализацией. Здесь должны лидировать профессионалы, способные мотивировать команду на достижение результатов», – утверждает лидер «Диасофт».

Компания готова развивать своих сотрудников не только в профессиональном плане, создавая большие возможности для их будущего. «Любые наши знания делятся на хард и софт. Хард – это профессиональное, как таблица умножения, ее можно просто вызубрить. А софт – из области эмоционального интеллекта, зрелости личности, это намного сложнее», – говорит Александр Глазков.

В «Диасофт» работают различные курсы обучения профессиональному мастерству и личностному развитию. Слушатели знают: без постоянного пополнения знаний результата не добиться, как не добиться его без лидеров, которые формируют правила, соответствующие текущим задачам и позволяющие добиваться внушительных результатов в проектах для самых требовательных заказчиков.

Александр Глазков, признанный лидер «Диасофт», уверен в своей команде, в том, что победят в этом мире компетентные, опытные люди, заряженные энергетикой и способностью много работать: «Сегодня практически каждый наш проект – это уникальный опыт, громкий вызов и кейс, который точно войдет в историю отечественного диджитал-банкинга. И причастность к таким проектам дает каждому из нас компетенции и огромный интеллектуальный потенциал, востребованные во всем мире».