9 декабря на площадке Кибердом в Москве прошел первый в истории компании «Диасофт» Diasoft Strategy Day – масштабное мероприятие стратегической направленности. Эксперты разработчика обсудили с гостями встречи наиболее актуальные вопросы развития ИТ-отрасли и представили стратегию развития бизнеса компании по главным направлениям.
В приветственном слове Diasoft Strategy Dayght представители компании сравнили компанию с бегуном, который, однажды установив рекорд на олимпиаде, теперь должен бежать всё быстрее и быстрее, постоянно превосходя свои прежние достижения.
Новые подходы к разработке
Вопросы развития ИТ-отрасли в свободной беседе обсудили Илья Массух, директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ», и Александр Глазков, генеральный директор, член совета директоров.
Александр Глазков отметил, что процесс импортозамещения, инициированный государством и потребовавший заместить зрелые зарубежные продукты, создал для отечественных компаний много новых возможностей для развития бизнеса. Но при этом разработчики столкнулись и с большим количеством вызовов, требующих введения новых принципов работы. Для замены сложных решений, присутствовавших на рынке не один год, требуется совместная работа большого количества специалистов разных компаний в рамках единой экосистемы.
В самой «Диасофт» при разработке цифровых решений практикуют командный подход, когда каждая группа специалистов отвечает на собственные продукты и не зависит от других подразделений. Это значительно ускоряет вывод решения на рынок, а также доставку клиенту и обновление.
Для достижения и сохранения прочной позиции на рынке в компании используют продуктовую стратегию для тех направлений, в которых, по мнению руководства, она может занять лидирующие позиции. На данное время у «Диасофт» имеется более сорока таких стратегических направлений. О некоторых из них представители компании рассказали на Diasoft Strategy Day более подробно.
Стратегические направления «Диасофт»
Стратегическое направление «Финансовая индустрия» представил Сергей Добриднюк, лидер разработки для финансовой индустрии. Данное направление деятельности является самым крупным в бизнесе «Диасофт» – как по объему получаемой выручки, так и по количеству клиентов и числу предлагаемых ИТ-решений. Оно, в свою очередь, подразделяется на четыре вида деятельности.
Первое, с которого, собственно, и началась история компании, – это комплексные автоматизированные банковские системы. АБС от «Диасофт» сегодня пользуются 135 российских банков. Это направление поддерживают несколько команд, которые занимаются выпуском обновлений к релизам, внедрением решений непосредственно в банках, подготовкой учебных курсов для сотрудников горячей линии и клиентов. Кроме того, им приходится постоянно следить за инменениями в законодательстве, поскольку в финансовой отрасли выходит много новых регламентирующих нормативных актов. Объем выручки компании от данного направления составил в 2023 году 2,8 млрд руб, а в 2024 году – 3,8 млрд руб.
Для финансового рынка компания предлагает и другие решения по автоматизации процессов. Так, решение для депозитария в своей деятельности используют девять из тринадцати системообразующих банков страны и два из трех расчетных депозитария. В 2023 году данное направление принесло компании 1,39 млрд рублей, а в 2024 – почти 1,8 млрд руб.
Третий модуль ключевого направления «Диасофт» – автоматизация страхования и НПФ. Как отметил Сергей Добриднюк, на рынке наблюдается централизация компаний, занимающихся страхованием, и для них требуются уже не «коленочные» решения, а продукты уровня enterprise, способные работать с большими объемами информации. В 2023 году данное направление принесло разработчику 389 млн руб, а в 2024 – 614 млн рублей.
Также в «Диасофт» развивают направление «Новые платежные экосистемы». В него входят инновационные технологии, которые обладают высокой доходностью, открывают разработчику новые рынки и привлекают дополнительных клиентов. В настоящее время наиболее актуальными разделами данного направления являются быстрые платежи и системы на базе надежного цифрового рубля, расчеты с помощью которого интересны корпоративному бизнесу. Как молодое направление этот вид деятельности компании растет быстрыми темпами: с 74 млн руб в 2023 году, до 150 млн руб в 2024.
В ходе Diasoft Strategy Day были представлены доклады и по другим стратегиям компании. Марина Тэн, лидер разработки для госсектора, рассказала о стратегическом направлении «Государство», а Дмитрий Гребенщиков, лидер разработки ERP, представил направление «Управление ресурсами предприятия». Суть cтратегического направления «Управление человеческим капиталом» была раскрыта Максимом Шельпяковым, лидером разработки HCM. Игорь Шабанин, лидер разработки по работе с данными, поделился рассказом о стратегическом направлении «Экономика данных». Еще один доклад, спикером которого выступил Алексей Татаринов, лидер разработки СУБД, был посвящен стратегическому направлению «Программно-аппаратные комплексы и системное программное обеспечение». Завершил презентацию Александр Сахаров, лидер по развитию партнерской сети, докладом о стратегическом направлении «Развитие партнерской сети».
Финансовые показатели «Диасофт»
Дмитрий Поленов, финансовый директор «Диасофт» отметил, что компания одновременно является продуктовой, проектной и сервисной. При этом на своем основном, финансовом рынке «Диасофт» присутствует уже более 30 лет. Сейчас более 150 кредитных организаций из чуть более 300 зарегистрированных в России пользуются ее решениями, а из ТОП-10 банков все являются ее клиентами.
Продуктовое направление дает 15% в выручке и на него приходится 20% EBITDA. Последние три года на создание программных продуктов, решающих широкий спектр прикладных задач, выделяется 11-12% от выручки разработчика.
На долю сервисов, которые помогают вендору выстраивать долгосрочные отношения с заказчиками, приходится 65% всей его выручки и 70% EBITDA.
В первом полугодии 2024 года прибыль «Диасофт» увеличилась на 21% и достигла 4,1 млрд руб. На продукты, проекты и сервисы пришлось 19%, 13% и 68% от выручки соответственно. Рентабельность компании составила 23,5%, а на выплату дивидендов будет выделено 98% EBITDA.
Планируемая выручка за весь 2024 год ожидается на уровне 11,8 млрд руб ( продукты 20%, проекты 15% и сервисы 65%). При этом рентабельность должна составить 40- 42,5%.
Освоение новых продуктовых ниш
Два года назад компания решила расширить бизнес и помимо деятельности в финансовой индустрии сейчас активно работает на других рынках, разрабатывая и предлагая инструменты по управлению ресурсами предприятия, человеческим капиталом, и т. п. Также у «Диасофт» имеются решения по работе с данными, собственная СУБД и платформа для разработки программного обеспечения.
Чтобы осуществить намеченные планы, планируется довести количество сотрудников до 2,5 тысяч к концу года. Год назад штат «Диасофт» составляли 1850 человек.
Трехлетняя финансовая модель, принятая руководством «Диасофт», предполагает в период с 2024 по 2026 гг. ежегодный 30% рост ключевых финансовых показателей. Так, если в 2023 году выручка компании составила 9 млрд руб, то в 2026 она планируется на уровне 20,2 млрд руб, а EBITDA – 9,1 млрд.
Что касается структуры выручки по стратегическим направлениям «Диасофт», то его ключевой сегмент корпоративного ПО для финансового сектора должен к 2026 году подтянуться до 15,7 млрд руб, направление корпоративного ПО для нефинансового сектора вырастет, согласно планам, с 0,4 до 1,4 млрд руб, а сектор «Средства производства ПО и инфраструктурное ПО» – с 0,1 до 3,1 млрд руб.
Доля от новых направлений должна занять в выручке «Диасофт» в 2026 году 30%, что равнозначно шестикратному росту по сравнению с 2023 годом. Но финсектор со своими 70% все равно останется на лидирующих позициях.