Чего боятся банкиры: турбулентность, "большой взрыв" и другие риски

01.10.2012

По данным аналитической компании Gartner, в 2012 году основными требованиями, которым должны отвечать банковские ИТ, стали, во-первых, ориентация на клиента, затем, на отраслевые изменения и, наконец, на тренды развития самого бизнеса. Клиент вообще традиционно считается центральным элементом, так сказать, фокусом банковской отрасли. Не является исключением и российский сегмент: тут, по данным CNA, клиенториентированность привлекает внимание бизнеса не меньше, чем на Западе.

Ориентация бизнеса на риск-менеджмент является немаловажным трендом развития отрасли в России. Хотя слово "кризис" исчезло из лексикона банкиров, его успешно заменило выражение "турбулентность". Конечно, любую опасность хорошо бы не только предусмотреть, но и попытаться найти от нее защиту. Вот почему управление различными типами рисков сегодня выходит на первый план.

Вероятно, по этой же причине внимание банкиров фокусируется на разработке инструментов предиктивной аналитики.

Что делать с "Большими данными"?

Если говорить о проблемах, то следует упомянуть надвигающуюся угрозу "затопления" банков данными. Так, по данным IDC, ежегодно объемы хранимой информации вырастают на 40%, таким образом к 2015 г. рынок технологий и сервисов для обработки больших данных составит 16,9 млрд долл. Перекликается с этим прогнозом мнение Gartner: через 4 года банки перестанут справляться с big data. Эти предпосылки дают импульс к активному внедрению ИТ-решений, которые позволят быстро обрабатывать данные и пользоваться необходимой информацией. Об этом, в частности, говорил Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики компании "Терн". По сути, проблема "больших данных" в текущем году вышла на первый план по сравнению с прошлым годом, когда лидировали задачи, связанные с внедрением облачных технологий.

В этой связи многие крупнейшие вендоры автоматизированных банковских систем заранее, с учетом предсказаний аналитиков, начали разработку и внедрение модулей класса MDM, Master Data Management. Мастер-данные, несомненно, составляют львиную долю больших данных любой сервисной компании, управлять ими разумно и оперативно – необходимо. Управление мастер-данными требует единых подходов к управлению информацией, заявил Иван Новоселов, лидер Information Management в финансовом блоке, IBM Центральная Европа/Азия.

В конечном счете, сегодня Master data management оценивается как ключевая область и представляется скорее процессом развития практик и инструментов, нежели конечным проектом, заключил выступающий.

Не отстают от глобальных вендоров и российские разработчики. Так, например, в начале 2012 года ГК ЦФТ было запущено решение, работающее как надстройка над основным продуктом, предлагаемым компанией, "ЦФТ Банк". Новым модулем стал "Каталог финансовых продуктов", ориентированный на создание единого профиля любого банковского продукта, примерно так, как это делается в любом банке. В решении представлен список возможных продуктов, на основе которых банки могут запускать свои предложения, каждый продукт снабжен необходимыми настройками. На сегодняшний момент, по словам Екатерины Козловой, регионального директора ГК ЦФТ, решение показало значительный ROI и пользуется успехом у пользователей "ЦФТ Банк". Однако предлагать банкам те или иные финансовые продукты бесполезно без применения инструментов BI, анализа прибылей, рекомендаций по формированию продуктового пакета на будущее. И такие модули на данный момент уже также запущены, однако работа не останавливается. Так, следующий модуль системы будет презентован в октябре.

АБС: гибкая как танцовщица

Как видно, по мнению многих игроков рынка, новый тип АБС должен быть гибким, модульным, agile. Если банковские системы будут именно такими, они смогут соответствовать большей части требований бизнеса: быстроте внедрения, катастрофоустойчивости, доступности данных и пр. Однако на конференции прозвучали различные мнения. Так, Роман Стятюгин, директор по развитию бизнеса «Диасофт» высказал мнение, что за компонентным подходом - будущее развития АБС. В частности, г-н Стятюгин остановился на преимуществах компонентного подхода, позволяющего сфокусироваться на конкретной решаемой задаче и тем самым минимизировать риски в каждой точке. Кроме того, затраты на ИТ легко переводятся в инвестиции. Бизнесу зачастую сложно объяснить, во что вложены деньги? Когда применяется компонентный подход, конкретную инвестицию легко аллоцировать на конкретную бизнес-задачу. И наконец, компонентная архитектура дает банку независимость от конкретного поставщика и возможность выбора лучших решений на рынке. Банкиры же, в отличие от разработчиков, более настороженно относятся к такого рода инновациям. Так, по словам директора Департамента развития ИТ "ХКФ Банк" Кирилла Кибалко, в разработке АБС или каких-то ее модулей клиенты банка, желающие использовать agile-подход, могут это сделать, но лишь на тестовой площадке, в "песочнице", и при условии, что проект не будет длиться дольше 9 месяцев. В реальной же работе "Хоум Кредит банк" данная методология практически не используется.

Сети как уязвимость

По статистике, одним из наиболее уязвимых участков банковской деятельности является телекоммуникационная часть, то есть значительная доля сервисов ДБО, сфера транзакций, услуги контакт-центров и пр. Об этом, например, свидетельствует статистика, представленная Владимиром Веряскиным, начальником управления Главного центра связи ЦБ РФ.

Положение Центробанка в этой связи, с одной стороны, усугубляется его значительной территориальной распределенностью, количеством используемых в работе информационно-телекоммуникационной системы аппаратных и программных средств (например, только число систем связи насчитывает 70480), с другой же – у банка имеются значительные возможности, а главное – желание обеспечить безопасность своих клиентов. Так, для обеспечения устойчивого и безопасного обмена информацией между организациями Банка России применяются следующие меры. Во-первых, ведомственные сети максимально изолируются от сетей общего пользования РФ на канальном уровне, затем для функционирования различных систем сети разделяются физически, на уровне оборудования. Кроме того, системы управления ИТС банка вынесены в отдельные изолированные и защищенные сегменты сети, а между сетями Банка России и внешних организаций – клиентов банка - применяются специальные демилитаризованные зоны. Наконец, для защиты систем ИТС ЦБ используются специальные почтовые шлюзы и межсетевые экраны, реализовано аппаратное резервирование критично важных элементов технических средств. Для каждого информационного направления применяются как минимум два взаимнорезервируемых канала связи. Катастрофоустойчивость всей системы гарантируется созданием резервных территориально разнесенных центров обработки информации.

Понятно, что те финансовые организации, которым доступен такой уровень обеспечения безопасности, можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако, как уже было сказано, вопросы ИБ актуальны сегодня для любого банка. На выполнение этих задач направлены многочисленные аппаратные решения, предлагаемые сегодня рынком. В качестве примера можно привести продукт Acme Packet, NET-NET SBC, презентованный директором по продажам компании "Стартелеком" Галиной Коваленко. Устройство устанавливается в VoIP-сеть пакетной телефонии компании и отделяет ее от других сетей, защищает от взлома, кражи трафика и сетевых атак. С помощью модуля шифрования устройство уменьшает вероятность прослушивания телефонных разговоров. Встроенный фаерволл повышает защиту сети передачи данных. Кроме того, решение может служить своего рода "переводчиком стандартов", используемых разными типами сетевой аппаратуры, гейткипером.

Свободная АБС: дешевая и надежная?

На конференции была анонсирована разработка первой в России автоматизированной банковской СПО-системы, а также высказано мнение о том, что открытый код является следующим шагом в развитии АБС. По словам Валерия Башкатова, директора Центра компетенции Progress CSBI Group, разработчика и апологета нового решения, весь код системы будет открыт, лицензирования не потребуется.

По сравнению с проприетарной моделью разработки и внедрения АБС у СПО есть ряд преимуществ. Это возможность сокращения расходов на первых этапах внедрения; отсутствие жесткой привязки к вендору ПО; доступ к исходным кодам и самостоятельная доработка. Также среди бонусов внедрения такой АБС г-н Башкатов выделяет безопасность и качество, а также быстрое внедрение доработок. Основным плюсом внедрения такой системы для банка является, конечно, дешевизна. Если же говорить в целом, то новое решение будет строиться на базе основного продукта компании CSBI Group "Банкир Про" и включать все основные рабочие модули. Безопасность будет обеспечена средствами исходного проприетарного продукта, также разработчик ожидает, что сыграет роль ее имидж, предоставляемые гарантии, высокий уровень техподдержки. Кроме того, некоторые опытные разработчики АБС также уже изъявили желание участвовать в разработке новой системы.

Особенности интеграции

Тему разработки и внедрения новых автоматизированных банковских систем продолжили Александр Зоткин, генеральный директор компании Haulmont, и Виталий Татару, CIO, Cetelem, BNP Paribas Group. В конце 2011 года Cetelem, подразделение потребительского кредитования BNP Paribas, и "Сбербанк" заключили соглашение о создании совместного банка на рынке потребительского кредитования в точках продаж в России. Делается это путем перевода бизнеса Cetelem из ведения "БНП Париба" на платформу КБ "БНП Париба Восток". Партнерство выводится на рынок под брендом Cetelem. Разумеется, в этой связи потребовалась значительная ИТ-реструктуризация, включающая в себя как архитектурную трансформацию, так и изменения в бизнес-процессах взаимодействия ИТ-департаментов компаний. Изменения проходили постепенно, ступенчато, однако цель – общая интеграция в соответствии со стандартами Сбербанка – достигнута уже сейчас. Интересно, что коллег эксперта заинтересовали не столько прикладные вопросы перехода, сколько бизнес-аспекты, например, будет ли Cetelem в своей работе использовать клиентскую базу Сбербанка. Ответ был однозначен: не будет.

Александр Зоткин также рассматривал проблему реструктуризации и модернизации ИТ-системы финансовой организации, но не с точки зрения совместной работы команд, а применительно к собственно АБС. При возникновении необходимости смены автоматизированной банковской системы руководство финансовой организации может выбрать одну из двух стратегий: в терминологии Haulmont это Big Bang или Parallel Running . Первый подразумевает моментальное переключение организации с одной системы на другую. Он широко распространен и хорошо известен как ИТ-специалистам, так и бизнесу по причине относительной простоты технической реализации. Однако он несовместим с требованиями риск-менеджмента, так как чреват, например, потерей информации, а также крайне требователен к временным , людским и материальным ресурсам на этапе бета-тестирования. Однако, судя, например, по рассказу Леонида Белышкова, начальника департамента ИТ "Росэнергобанка", где процесс замены старой АБС на решение от компании "Диасофт" Flextera еще не завершен, но работы идут полным ходом и, надо сказать, вполне успешно, метод "большого взрыва" может быть вполне оправдан.

Тем не менее Haulmont проповедует второй подход, называемый Parallel Running. Он обеспечивает непрерывность бизнеса из-за отсутствия простоя (переход осуществляется постепенно), не требует дополнительных расходов по миграции данных и их двойного ввода (работает система репликации). Кроме того, по мнению экспертов компании, такой способ гарантирует более быстрый возврат инвестиций за счет раннего использования наиболее важной функциональности. Однако интегратор, конечно, должен обладать широкой экспертизой.

Мелочей нет

В банковском бизнесе нет маловажных вопросов. Так, неполадки на этапе печати документов могут приостановить, например, работу фронт- или бэк-офиса и вылиться в большие материальные и, что важнее, клиентские потери. Об этом говорил Михаил Хургес, директор по развитию компании ServiceDirect. Сегодня одним из основных способов безболезненно решить проблему налаживания бесперебойной печати в финансовой организации является обращение в сервисную компании, то есть печать можно отдать на аутсорсинг. Главная проблема печати – обеспечение непрерывности или, другими словами, сроки восстановления сервиса в случае сбоя.

Как правило, этот пункт прописывают в SLA, однако клиенту надо понимать, как устроен процесс поддержки и какова финансовая ответственность провайдера за срыв сроков. Кроме того, разумно попросить рекомендации существующих заказчиков.

Также потенциального провайдера надо попросить посчитать все постоянные издержки (абонентская плата, обязательный объем печати, предоставление выделенного сотрудника, аренда техники и т.д.). Это затраты, которые не удастся сократить в кризис (т.к. они не зависят от объемов печати), так что чем меньше эта сумма – тем лучше. Следует посчитать и все переменные траты для ожидаемого объема печати (его можно прикинуть по закупкам бумаги). Наконец, надо документально описать процесс взаимодействия, так как нужно понять, какую работу придется делать банку и какую отчетность его руководство будет регулярно получать для контроля ситуации. Таковы рекомендации специалистов-аутсорсеров.

Возврат к списку