Цифровой банк
Digital-пространство стало неотъемлемой частью жизни современного человека. В Digital сегодня все: магазины, операторы связи, социальные сети и различные мессенджеры. Для максимального удовлетворения потребностей клиентов в финансовых сервисах банкам тоже нужно быть в Digital.
Digital Banking
Но быть цифровым банком – это не только решить вопрос предоставления финансовых продуктов и услуг через интернет-банк и мобильный банк. Необходимо достичь полной согласованности каналов обслуживания, соединить их в одной системе – привести к омниканальности в банке (omni-channel). Омниканальность позволяет клиенту решать задачи через удобные ему каналы, а банку – отслеживать все операции в едином окне.
Компания «Диасофт», обладая более чем 30-летним опытом в построении банковских ИТ-систем, видит модель построения digital banking в России, состоящую из следующих компонентов:
- Digital-стратегия
Ключевой задачей digital-стратегии является объединение цифровых и нецифровых ресурсов банка для создания новой ценности для клиента и выполнения бизнес-задач финансовой организации. В основе digital-стратегии – клиентоцентричная модель – клиентам нужно предоставить тот сервис, который они хотят, через максимально удобные для них каналы доступа. - Digital-культура
Основным стимулом в становлении digital banking является культура сотрудников банка. Персонал финансовой организации должен иметь полномочия развивать все аспекты работы, каждый на своем организационном уровне. Долгий и многоуровневый процесс принятия решений препятствует внедрению инноваций, в том числе digital-стратегии. Банкам требуется динамичная ИТ-среда, открытая для изменений и позволяющая своевременно и быстро менять предлагаемые продукты и услуги, каналы доставки и даже, при необходимости, процессы core banking систем. -
Digital-пространство
Для построения digital-пространства современному банку необходим отдельный класс фронтальных решений, обеспечивающий единые процессы обслуживания клиентов в любом канале: интернет-банке, мобильном банке, банкомате, платежном терминале, колл-центре, сети банковских отделений. Эти процессы должны быть настроены единожды, интегрированы посредством API с ИТ-системой банка, а уже потом должны подключаться каналы – легкие, удобные, с идентичными интерфейсами. - Digital banking – это стратегия развития банка, который рассчитывает остаться конкурентоспособным в новых условиях. Digital-пространство и digital-культура должны стать естественной средой обитания и для клиентов, и для сотрудников банка.
-
Digital-платформа
В digital-платформе должны быть реализованы единые механизмы исполнения бизнес-процессов, ИТ-безопасности, доступа к сервисам, интеграции с АБС. Единые процессы обслуживания, лежащие в основе построения digital-платформы, позволят банку адаптировать продукты и услуги для любого канала обслуживания, включая отделения. Также должен быть организован единый доступ к данным о клиенте и банковским сервисам в разных каналах, чтобы не было несогласованности действий, например, в обслуживании через интернет-банк и при звонке в call-центр.
Среди требований, предъявляемых к digital-платформе, следует отметить обеспечение круглосуточной доступности сервисов, предоставление клиентам возможности самостоятельного управления банковскими сервисами в каналах, наличие открытых API для встраивания каналов обслуживания во внешние системы.
Компания «Диасофт» как технологический лидер в своей нише предоставляет банкам современную платформу Digital Q для развития банка в цифровом направлении.
Digital Q – это:-
Единые процессы обслуживания
Омниканальность: единые адаптированные процессы для обслуживания клиентов в отделениях и дистанционно (ДБО). -
Единый доступ к данным
Единый механизм предоставления данных о клиенте и банковских сервисах в разных каналах. - Идентичность интерфейсов каналов
«Бесшовное» клиентское пространство – идентичные, понятные, удобные для клиента интерфейсы каналов (интернет-банк, мобильный банк). - Комплексная архитектура
Единые механизмы обеспечения исполнения бизнес-процессов, ИТ-безопасности, доступа к сервисам, интеграции с АБС. - Построение собственного digital-пространства
Эволюционная перестройка процессов и структуры банка с сохранением уникальных характеристик бизнеса. - Минимизация рисков ИТ-трансформации
Снижение архитектурных и проектных рисков ИТ-трансформации благодаря экспертизе компании «Диасофт». - Доступные инновации
Поэтапное внедрение инновационного технологического решения в соответствии со стратегией банка.
В чем предназначение цифровизации?
Цифровизацией (или цифровой трансформацией) в индустрии банковских услуг называют процесс, при котором происходит внедрение автоматизированных IT-решений в базовые составляющие деятельности кредитной организации. В первую очередь, это касается взаимодействия с клиентом, которое приобретает очень многое с использованием технологий: становится более содержательным и быстрым. Устойчивость банка напрямую зависит от скорости и результативности управленческих решений, которые гораздо легче принимать на фоне высокой производительности и стабильности работы цифровых банковских систем.
Цифровые технологии обеспечивают интеграцию автоматизированных решений для разных направлений деятельности кредитной организации: оказание финансовых услуг для внешних потребителей, взаимодействия с контрагентами, инвесторами, проверяющими органами, внутрикорпоративных задач. Современные технологические решения предусматривают применение автоматизированных продуктов, созданных на базе единой платформы, включающей как системные, так и пользовательские модули. Как следствие, такая корпоративная IT-система, благодаря вариантам оперативного расширения функционала, адаптируется к масштабам и структуре финансовой организации.
Обеспечение цифровой трансформации: основные принципы
Внедрение передовых цифровых технологий – главное условие участия банка в рассматриваемой трансформации. Важно, чтобы эти технологии:
1. Применялись в рамках единой digital-стратегии, предусматривающей интеграцию цифровых ресурсов, которыми располагает банк.
Предпочтения клиентов в части способов получения доступа к цифровым сервисам (как и к их функционалу) необходимо считать основой подхода, которого придерживается кредитная организация. Базовые сервисы (интернет-банкинг, клиентская поддержка, консультирование) необходимо постоянно улучшать исходя из потребностей клиентов и запросов рынка.
2. Внедрялись централизованно, охватывая многие направления деятельности банка.
Централизацию необходимо обеспечить как в части управления технологиями, так и при настройке фронтального инструментария – при использовании банковских сервисов клиентами, оказании услуг сотрудниками, в рамках разнотипных процедур (обмена данными друг с другом и внешними субъектами, формирования документации).
3. Внедрялись в рамках продукта, подлежащего постоянному контролю на предмет стабильности функционирования, защищенности, соответствия действующим требованиям регулирующих стандартов.
Крайне важно, чтобы характеристики продукта позволяли выявлять критические факторы (самодиагностика, настройка и оптимизация параметров безопасности), ведь кредитная организация обязана реагировать на риски оперативно.
4. Использовались в рамках развитой корпоративной культуры, частью которой является применение digital-системы в организации.
Достаточный ее уровень обусловит наделение работников необходимыми компетенциями для полноценного внедрения цифровых технологий и качественной работы со всеми доступными функциями продуктов.
Какое решение для бизнеса подобрать
Базовые критерии, на которые необходимо ориентироваться финансовому бизнесу при выборе корпоративного решения для цифровизации:
1. Единство цифровой платформы для взаимодействия сотрудников между собой, с клиентами и иными внешними субъектами.
Такая платформа обеспечит омниканальность – одинаково результативное задействование разнотипных каналов связи – за счет централизации доступа к данным, а также унификации стандартов их обработки.
2. Приспособленность цифровой платформы к оперативному и комплексному обновлению модулей, баз данных, отладочным процедурам.
Соответствие данному критерию обеспечит безопасность технологии, повышение эффективности внутренних процессов и качества оказания профильных услуг.
3. Адаптируемость к специфике бизнес-модели кредитной организации.
Необходимо, чтобы внедряемое цифровое решение способствовало реализации стратегических приоритетов кредитной организации. Стоимость внедрения технологий, администрирования и технической поддержки продуктов должна соответствовать ресурсам бюджета, характеризоваться понятными для заказчика параметрами.
Приведенные выше критерии определены на основе опыта «Диасофт» в разработке и внедрении технологий для сфер деятельности, связанных с финансами и банкингом. Соответствие продуктов бренда рассмотренным выше требованиям – основа стратегии их разработки и развития.